Основы функциональной грамотности
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Направления функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021-№-04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021-№-03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021-№-ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Материалы для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) по формированию и оценке функциональной грамотности:
- Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по всем шести направлениям:
Математическая грамотность |
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ |
Естественнонаучная грамотность |
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ |
Читательская грамотность |
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
Финансовая грамотность |
|
Глобальные компетенции |
|
Креативное мышление |
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов, разработанный Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики»
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на платформе Российская Электронная Школа (РЭШ)