Воспитание гражданственности и патриотизма
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без
любви к Отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.
Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, Квесты, КТД. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.
Воспитание патриотов через:
– урочную и внеурочную деятельность;
– проведение традиционных мероприятий;
– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне школы;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
В рамках реализации мероприятий государственной программы:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
- проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;
- сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- проведение спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;
- посещение музеев.
2 направление. Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
- многолетнее участие в районной краеведческой программе: «Села за Невской заставой», «Поместья и их хозяева», ежегодное участие в районной конференции «Нам, оставшимся, помнить и жить завещали…»
– экскурсии в краеведческий музей;
– уроки-знакомства с памятниками города и района;
– уроки мужества.
Одним из приоритетных направлений в деятельности ГБОУ школы-интерната № 18 является участие в краеведческой программе. Много лет работают в рамках программы «Ребята с Невской заставы»- так называется наша группа краеведов. Ребята являются победителями различных конкурсов района, города.
3 направление. Формирование правовых знаний
Гражданин должен не только любить свою Родину, но и знать и уметь защищать свои права;
– уроки обществознания, экономики, права;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД;
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа
– уроки гуманитарного цикла;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи.
Все эти мероприятия повышают интерес обучающихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей и воспитателей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников принимают системный характер.
Программа «Я- гражданин России»:
1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
2. Историко-краеведческая работа(работа объединения «Ребята с Невской Заставы»)
3. Формирование правовых знаний
4. Воспитание на культурных традициях народа